Я на какое-то время потерял смысл.
Я не находил его чтобы терять,
Но были моменты когда казалось.
Это очень трудно не знать зачем:
Самые простые вещи кажутся отвратительно бесполезными,
О сложных и говорить нечего.
Не знаю только, легко ли быть трусом.
Ты боишься избавиться от нежелания
И в то же время опасливо надеешься.
Все время хочется убежать,
Но чем больше ты стараешься, тем длиннее дистанция.
Не надеясь добраться до финиша, ты все равно бежишь.
Очень много зрителей вдоль дорожки.
Они хлопают и подбадривают тебя.
Им клево – они не занимаются спортом.
Постепенно ты начинаешь понимать:
Финиш есть, но одному не добежать.
И вдруг ты догоняешь ее…
Ты не перестаешь думать,
Просто понимаешь, что набрал большую скорость.
Появляется первый призрачный смысл.
Если не видно финиша, куда торопиться?
Вы бежите рядом – оказывается, что она давно здесь,
Но я первый, кто догнал ее.
Она никогда не была зрителем.
Господи, как мы похожи!
Но бежать уже почему-то не хочется…
Есть ли смысл жалеть о прошлом? Если отвечать буквально, то, конечно, – нет. Ведь наличие смысла должно предполагать, что у процесса сожаления имеется некоторая разумная цель. Как правило, мы горюем о былом, думая, что могли поступить иначе. А это, в свою очередь, указывает на возможность реального выбора и обладание свободой, чтобы его совершить.
Можно проявить прогрессивную мудрость и сказать: “Никакой свободы воли не существует, значит, размышлять об альтернативности бесполезно”. В качестве плацебо тут обычно выступает позитивное намерение под названием “Учеба на своих ошибках”. Но и оно сразу же растворяется в элементарной логике. Раз свободы не было тогда, с чего бы ей появиться потом?
Рассуждая подобным образом, легко прийти к пониманию, что почти любой смысл – своеобразная вещь в себе. Его всегда стараются обнаружить и даже иногда успешно, но находка, по сути, ни на что не влияет.
Но что делать с эмоциями? Те развилки прошлого, которые мы способны мысленно обесценить, все еще остаются живыми. В памяти всплывают позы, жесты и легкие касания, а тело отзывается приятной дрожью. Брошенные мимолетом взгляды и сказанные случайно слова будто застревают внутри. Старые фотографии на миг перечеркивают безвозвратно пролетевшие годы и риторически издеваются – “Ну почему нельзя вернуться?!”.
Спустя месяц после второго освобождения, когда инерция радости уже ослабла, а нежные прогулки под луной еще сулили что-то, кроме тягостных сожалений, я написал белый стих с символическим заголовком – “Марафон”. Первый смысл был обнаружен только три года спустя, а эмоции сегодня служат вдохновением для этих строчек.